13 УРОК. НЕКОТОРЫЕ РАССКАЗЫ О НЕМ И ЕГО ДОСТОИНСТВАХ. Часть 10
«Я видел, как Малик и Абу Ханифа сидели в мечети Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) после ночной молитвы, повторяя, обмениваясь знаниями и учась друг у друга. Когда один из них приводил свое мнение, с которым другой не соглашался, они не осуждали и не обвиняли друг друга. Так они сидели до наступления времени утреннего намаза и расходились лишь после него».
Передается от Мансура ибн Хашима такой рассказ:
«Однажды мы были у ‘Абдуллаха ибн аль-Мубарака в Кадиси, и к нему пришел один человек, который начал ругать Абу Ханифу. Тогда ‘Абдуллах сказал ему:
Передается от Сувейда ибн Са’ида аль-Марвази:
«Я слышал, как ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак читал следующие стихи:
Города и их жителей украсил имам Абу Ханифа
Преданиями от сподвижников и хадисами.
Теперь они подобны исписанным листам бумаги.
Нет ему равного ни на востоке, ни на западе, ни в Куфе.
Доводы их слабы, они противоречат истине.»
Абу аль-Касим Гассан ибн Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн Салим ат-Тамими также сочинил стихи об АбуХанифе:
Абу Ханифа – тот кто установил весь кыяс,
Основанный на ясных доказательствах.
Люди следуют его словам, ибо виден свет его знаний.
Пусть моя жизнь будет выкупом за него, богобоязненного ученого знающего шариат и кыяс.
Он опередил остальных имамов, так что все нуждаются в его достижениях в кыясе.
В одной книге о достоинствах четырех имамов сказано:
— Это, конечно, не имеет отношения к фикху, но я помогу тебе. Встань ночью на молитву и совершай ее до утра, тогда ты вспомнишь, куда спрятал свои деньги.
Мужчина так и сделал, он встал на молитву, но не прошло и четверти ночи, как он вспомнил. Тогда он вернулся к Абу Ханифе и сообщил ему об этом. Абу Ханифа сказал:
— Я знал, что шайтан не даст тебе молиться всю ночь и напомнит тебе о твоих деньгах. Горе тебе, почему ты не провел остаток своей ночи в молитве из благодарности Всевышнему Аллаху?»
Также об имаме Абу Ханифе были написаны следующие стихи:
У нас есть фикх для тех, кто хочет знаний,
И у нас есть щедрость и добро для гостей.
Если ты назовешь среди них имя Абу Ханифы,
Все склонят головы перед его мнением (знанием).
Абу аль-Валид Муваффак ад-Дин ибн Ахмад аль-Макки написал такие стихи:
Мазхаб Абу Ханифы – лучший из мазхабов,
Как яркая луна – это лучшая из звезд.
Он (Абу Ханифа) получил знание с богобоязненностью от лучших поколений,
И поэтому, без сомнений, его мазхаб является лучшим.
Кто-то из поэтов сказал о нем:
О горы Ну’мана,[1] ваши камешки возможно сосчитать,
Однако достоинства ан-Ну’мана (Абу Ханифы) неисчислимы.
Некоторые ученые, составившие отдельные книги о достоинствах и особенностях Абу Ханифы, писали, что он был первым, кто начал собирать воедино и упорядочивать шариатские знания, собирая их в книги. За ним последовал имам Малик ибн Анас, составивший книгу «аль-Муватта».
Никто не делал этого до Абу Ханифы, так как сподвижники и их ученики не писали книг и не делили шариатские знания на главы. Они опирались на свою сильную память (и не видели нужды в книгах).
Имам Абу Ханифа был первым, кто написал книгу о наследственном праве и книгу о различных условиях заключения сделок «Китаб аш-Шурут[2]».
«Все люди в вопросах фикха нуждаются в Абу Ханифе».
[1] Горы Ну’мана находятся в долине аль-Кура на Аравийском полуострове между Мединой и Шамом. Эти горы часто упоминаются в арабской литературе, в том числе в известных стихах Кайса ибн аль-Муляваха (Маджнуна Лейлы).
[2] Первым, кто написал книгу «Китаб аш-Шурут», был ученик имама Абу Ханифы Юсуф ибн Халид ас-Самти. В своей книге «аш-Шурут» имам Абу Джа’фар ат-Тахави часто ссылается на нее.
Источник: Azan.kz