ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

ШАГНИ В ИСТОРИЮ

САМЫЙ МОЛОДОЙ ВИЗИРЬ В ИСТОРИИ ИСЛАМА — АБДУЛМАЛИК ИБН УМАР ИБН АБДУЛЬАЗИЗ

Многие считают, что важные должности может занимать только человек, достигший пожилого возраста, а в крайних случаях – средних лет (30-40 лет). Их желания понятны, они хотят получить максимальную пользу от видавших жизнь и получивших жизненный опыт мудрых старожилов, а молодежь, как мы знаем, обычно подвержена легкомыслию, безрассудству, невоздержанности и другим порокам. Однако история знает немало примеров молодых людей, опередивших в мудрости даже опытных старцев.

Одним из таких молодых людей, которые занимали высокие государственные должности, был Абдулмалик ибн Умар ибн Абдульазиз. Семейная атмосфера, в которой рос Абдулмалик, указывает нам, что если дать молодому человеку соответствующее воспитание, он способен творить чудеса, а если пренебречь этим, то такое отношение может убить в ребёнке мужество до его рождения, и даже способный ребенок, достигнув зрелого возраста, останется тем же ребенком.

Абдулмалик ибн Умар ибн Абдульазиз родился в 82 году по хиджре и умер в возрасте девятнадцати лет в 101 году по хиджре. В шестнадцать лет во время правления своего отца он стал командиром его войск и лучшим его помощником. Отец очень радовался его успехам и восхищался его мужеством.

Достоинства Абдулмалика ибн Умара ибн Абдульазиза

Никто не станет оспаривать, что Абдулмалик имел многочисленные достоинства, но он все время оставался в тени своего знаменитого отца.

Абу Наим передаёт от некоторых ученых Шама того времени: «Благочестие, набожность, которую Умар ибн Абдульазиз видел в своем сыне Абдулмалике, привело Умара к его набожной жизни».

Также от слуги Умара ибн Абдульазиза Саяра ибн Аль-Хакама передаётся: «Один из сыновей Умара ибн Абдульазаиза, по имени Абдулмалик, который превосходил своего отца в праведности, однажды сказал ему: «Будь справедливым хотя бы в течение одного часа».

Однажды Умар ибн Абдульазиз сказал своему сыну Абдульмалику: «Я скажу тебе: клянусь Аллахом, я не видел другого молодого человека, придерживающегося истины, как ты, более сведущего в мусульманском праве, чем ты, читающего Коран лучше тебя и более усердствующего в поклонении, чем ты, о Абдулмалик».

Аскетизм Абдулмалика ибн Умара ибн Абдульазиза

Истинным аскетом считается тот человек, который, имея возможность взять что-то из этого мира, отказался от него. Истинным аскетом не может считаться человек, который получил от этого мира только небольшой удел и, живя в свой келье, занимался только поклонениями. Кто знает, как поступит такой человек, если бы Аллах дал ему богатство, каково было бы его положение. Поистине, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был аскетом, а не простым бедняком, у которого не было возможности заработать себе имущество. Он не радовался, когда этот мир приходил к нему, и не печалился, когда этот мир отворачивался от него. Именно таким был и Абдулмалик ибн Умар ибн Абдульазиз, несмотря на свою молодость.

От Маймуна ибн Михрана передаётся: «Однажды я зашёл к Абдулмалику ибн Умару ибн Абдульазизу, в это время принесли ему еду. Перед ним были три лепёшки и деревянная миска, в которой был уксус и масло».

Также Ибн Раджаб Аль-Ханбали в своей книге «Сира Абдулмалик ибн Умар» сказал: «Несмотря на свои молодые годы, он был человеком, усердствующим в поклонениях и воздержавшимся от этого мира аскетом».

Поклонения Абдулмалика ибн Умара ибн Абдульазиза

В молодости обычно люди живут в безрассудстве и беспечности. Поэтому благие деяния, совершённые в молодости, любимее для Всевышнего Аллаха, чем деяния, совершённые в старости. Также одним из семи человек, которому Всевышний Аллах предоставит место в тени Его милости в тот день, когда не будет другой тени, является юноша, который провёл свою молодость в богослужении. Таким юношей и был Абдулмалик ибн Умар ибн Абдульазиз.

Асым ибн Абу Бакр ибн Абдульазиз рассказал: «Однажды я прибыл к Сулайману ибн Абдулмалику вместе с Умаром ибн Абдульазизом. Я остановился в доме его сына Абдулмалика, а он был неженатым юношей. После того, как мы совершили ночной намаз, мы легли спать, но Абдулмалик через некоторое время встал, потушил лампу и совершал намазы, пока я не уснул. А когда я проснулся, он плакал и читал следующий аят:

{أَفَرَأَيْتَ إِنْ مَتَّعْنَاهُمْ سِنِينَ * ثُمَّ جَاءَهُمْ مَا كَانُوا يُوعَدُونَ} [الشعراء: 205، 206]

«О Мухаммад! Разве ты не знаешь, что если Мы дадим им пользоваться [жить] много лет, а затем придет к ним то наказание, которое им было обещано…». (сура Аш-Шуара, 205-206)

Он плакал и снова возвращался к этому аяту, и я подумал, что его убьет этот плач. Когда я увидел такое положение, я сказал: «Ла иляха илля Ллах, Аль-хамду ли-Ллях», и тем самим дал ему знать, что я проснулся. Этим я желал, чтоб он прекратил свой плач, и услышав меня, он замолчал».

Посмотрите, каково было положение этого юноши, который являлся визирем, как он поклонялся своему Господу по ночам.

Наставления Абдулмалика правителю правоверных

Абдулмалик всегда говорил на собраниях своего отца решающее слово, и когда возникали проблемы, которые, казалось бы, не имеют решения, он предлагал пути лёгкого разрешения этих проблем. Его слова были красноречивы, лаконичны и указывали на его мудрость. Занимая должность визиря при своём отце Умаре ибн Абдульазизе, он всегда заботился о его ахирате, что и является одной из самых важных функций истинного визиря.

Однажды Умар ибн Абдульазиз собрал людей для обсуждения вопроса возврата всего того, что было незаконно отнято у людей во время правления Хаджаджа. Все собравшиеся дружно сказали: «О Амир аль-муъминин, это было не во время твоего правления и вне твоей юрисдикции». Иначе говоря, «притеснения и угнетения, которые чинил Хаджадж, вас не касаются». Умар ибн Абдульазиз поднимал каждого и спрашивал его мнение, и в конце очередь дошла до его сына Абдулмалика. Правитель правоверных спросил и у него, какое он имеет мнение относительно обсуждаемого вопроса. Абдульмалик ответил:

«О мой отец, тот, кто, имея на это возможность, не вернул то, что незаконно приобрел во времена правления Хаджаджа, является его соучастником». Умар ибн Абдульазиз воскликнул: «Если бы ты не был моим сыном, я бы сказал, что нет человека более сведущего в мусульманском праве, чем ты. Хвала Аллаху, который дал мне такого визиря из моей же семьи – моего сына Абдулмалика».

Продолжение следует, ин ша Аллаh.
Автор: Муслим Аюбулаев
Источник: islamdag.ru


This post has been viewed 78 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Летопись Ислама, Светочи Уммы

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru