ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Светочи Уммы, Читальный зал > ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ ИСЛАМЕ

ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ ИСЛАМЕ

Ибни Халдун открыл огромное количество экономических законов за несколько столетий до их появления в западной науке.ИБНИ ХАЛДУН:
УЧЕНЫЙ, ОПЕРЕДИВШИЙ ВРЕМЯ

Ибни Халдун открыл огромное количество экономических законов за несколько столетий до их появления в западной науке.

Знаменитый исламский ученый Ибни Халдун родился 27 мая 1332 года. Настоящее его имя — Абдур-Рахман ибн Мухаммад. Свой псевдоним Ибни Халдун получил от своего деда, которого звали Халдун.Происходивший из старого знатного рода, Ибни Халдун получив прекрасное начальное образование, и, во многом, благодаря стараниям своего отца, имел возможность обучаться у знаменитых учителей которые преподавали ему фикх, хадисы, тафсир, акиду, логику, философию, математику, языки, знания о природе и уроки искусства. В 20 лет он стал секретарем при дворе правителя Туниса Абу Исхака, и всецело погрузился в политическую жизнь. Продолжая свою деятельность в разных центрах в Фасе он был принят в ученый совет Амином Абу Инаном. Однако из-за политических взглядов он угодил в тюрьму.  Но через два года в период правления Абу Салима вновь стал секретарем, а затем получил более высокую должность. 

В 1362 году Ибни Халдун уезжает в Испанию к своему старому другу амиру Гранадского халифата Абу Абдуллаху Мухаммеду и получает должность при его дворе. А спустя год он в качестве посла отбыл во двор короля Костилии. Проработав послом некоторое время, с разрешения амира, Ибни Халдун вновь вернулся в Северную Африку. По возвращении он наконец получил желаемую должность главного визиря в городе Беджа, параллельно занимаясь научной деятельностью. В 1366 году после смены власти Ибни Халдун оставляет занимаемую им должность, отправляется путешествовать по племенам, населявшим страну, изучая и исследуя жизнь бедуинов. Однако политические передряги в стране заставили его вновь отправится в Испанию. Но и Пиренейский полуостров не смог его принять из-за политической борьбы и перепалок, и Ибни Халдун вынужден вернуться в Северную Африку. Здесь он ненадолго занимает место при дворе султана Абу Хамму, с которым у него издавна не складывались отношения. Но зато здесь он получил возможность тесного общения с племенами и проведения своих исследований.

Уставший от политической жизни и ее беспощадной борьбы, Ибни Халдун с разрешения султана покидает свой пост и поселяется в крепости Ибни Саляма, и полностью посвящает себя науке. Здесь в 1374 году он заканчивает свой знаменитый труд под названием «Мукаддима». В последующие четыре года он пишет семь томов «Аль-Ибар» по истории. Для дополнительного сбора материалов и уточнения по некоторым источникам в 1378 году Ибни Халдун отправляется в Тунис. Здесь он параллельно начинает давать уроки. Политическое прошлое не давало ему покоя и ему пришлось уехать в 1378 году в Египет.  Султан Баркук и его приближенные с большой радостью приняли Ибн Халдуна, и дали ему возможность преподавать в каирском Аль-Азхаре. Там его занятия посещали даже крупные государственные чиновники.

Вскоре Ибни Халдун был назначен на должность казыя (судьи). Но и с этой должности, из-за его непредвзятости и честности, Ибни Халдуна снимали и взвращали назад пять раз.

Затем Ибни Халдун отправляется в путешествие в Хиджаз, Куддус (Иерусалим) и Сирию. Здесь он знакомится с завоевавшим Сирию Тамерланом, который приглашает его стать своим советником. Но Ибни Халдун отказавшись спешит вернутся в полюбившийся ему Каир, где и умирает в 1406 году.

К великому сожалению, сегодня труды Ибни Халдуна забыты мусульманами, тогда как его достижения в сфере экономики, права, политологии, философии и истории изучаются западными учеными.

Современный исследователь Джин Дэвид написал о нем следующие строки: «Ибни Халдун открыл огромное количество экономических законов за несколько столетий до их появления в западной науке. Он открыл необходимость разделения труда до Адама Смита, принцип трудовой стоимости до Рикардо и роль правительства в проведении стабилизационной политики до Кейнса».

В своих исследованиях Ибни Халдун охватил своими наблюдениями и анализом многие темы, касающиеся закономерностей становления и развития человеческих обществ, различных культур и цивилизаций, начал справедливого политического управления. А его труды по экономике, экономическом прибавочном продукте, экономически ориентированной политике, настолько же значимы и интересны сегодня, как и в его времена.

Он был первым, кто занимался систематическим анализом функционирования экономики, важности развития технологий, производственной специализации, внешней торговли, роли избыточного продукта, роли государства и его стабилизационной политики в стимулировании производительности и занятости. Кроме того, он занимался проблемой оптимального налогообложения, минимальных государственных услуг, экономических ожиданий и стимулов, институциональных рамок права и закона, производства и теории ценностей.

Достаточно сказать, что его рекомендации относительно государственной монетарной политики по сдерживанию инфляции и укреплению национальной валюты были реализованы Советом Федеральной резервной системы США, Банком Англии и германским Бундесбанком. Право собственности, которое начало активно разрабатываться и реализовываться в 60-х годах прошлого века многими западными, в первую очередь, американскими экономистами, также за несколько столетий до этого было подробно разработано Ибн Халдуном. Причем важность охраны прав собственности Ибн Халдун возводил в степень вопроса о выживании цивилизации, говоря о том, что незащищенность прав собственности ведет к снижению экономической активности.

Остается лишь надеяться, что мусульмане вспомнят и по заслугам оценят, всех тех, кто по крупинкам собирал богатое наследие для всего человечества.
Источник: Islam-Today


This post has been viewed 687 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Светочи Уммы, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru