ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Светочи Уммы > ЗОЛОТАЯ СИЛЬСИЛЯ

ЗОЛОТАЯ СИЛЬСИЛЯ

АБУ ЙЯЗИД АЛЬ-БИСТАМИ
(часть 2)

Бистами говорил: «Если бы Господь Бог разрешил мне оказывать милосердие, то я бы оказал милосердие сперва тому, кто мучил меня и был грубым и черствым со мной». Было сказано ему: «Слова исповедания веры: «Ля иляhа илля Аллаh» (Нет богов, кроме Аллаха) — ключ к Раю». Он ответил: «Верно. Но ключ не открывает ничего, кроме замка. А замок, запирающий [суть слов "Нет богов, кроме Аллаха], состоит из четырех вещей: языка без лжи и навета, сердца без коварства и вероломства, живота без запретной пищи и алчности, и деяния без похоти и ереси». Бистами говорил- «Я не переставал вести свою душу к Аллаху, хотя она плакала, до тех пор, пока она не стала вести меня к Нему, а сама смеялась при этом [от радости]«.
Бистами говорил, обращаясь, к Богу: «Ты избрал суфиев, одарил их щедротами и они покорились Тебе. Они бы не достигли этого, если бы не Твоя милость, которая предшествовала их покорности – да возвеличится Твое величие! О, как Ты Велик!» Бистами говорил: «Сердце «арифа» не жалуется, даже если бы резалось ножницами. Сердце «арифа не отчаивается и не доверяет соблазнам – даже если бы было обещано прощение». Бистами говорил: «Люди гибнут от двух вещей: от отказа от святости и от забвения и пренебрежения Божьими дарами». Однажды он молился ночью. Вдруг в доме стало светло, как днем. Он сказал: «Если ты шайтан, то я оберегаю себя от твоей алчности. Но если это идет от Аллаха, то я прошу Его, чтобы Он отсрочил и отложил этот свет из мира труда [суфия] к миру чудес [проявляемых суфием]«. Бистами говорил: «Правоверному мусульманину довольно знать, что Господь Бог превыше его знания [о Нем]«…
..Бистами говорил: «Я долго смеялся и долго плакал. А сегодня я не смеюсь и не плачу». Было сказано ему: «Как ты чувствуешь себя, как твое настроение [этим утром]?» Он ответил: «Нет утра для меня, как нет вечера. Утро и вечер для того, кто связан качествами [человека], а у меня нет качеств [кроме качеств Бога]«. Бистами говорил: «Я познал Бога светом Его творения и познал Его творение Его светом». Бистами говорил: «Земной мир – для простых смертных, малых сих, а тот свет – для избранных Богом [суфиев]. Кто желает быть в числе избранных, тот не должен следовать за людьми [в поисках соблазнов] их земного мира». Он говорил: «Воистину, земной мир создан как зеркало для того света. И тот, кто посмотрит в это зеркало ради того света, спасется. А человек, кому зеркало мешает увидеть тот свет и только отвлекает от него, – тот погибнет». Бистами говорил: «Нет наказания хуже беспечности и забывчивости. Забвение Бога даже на мгновение ока хуже адского огня». Он говорил: «Раб божий не будет занят поклонением [Богу] в настоящем смысле, пока нe упрочатся его желание, надежда и страсть для любви к Аллаху». Он говорил: «Кто посмотрит на людей оком знания (‘ильм)(обычное человеческое знание, низший тип знания вообще для суфиев), тот возненавидит их. Кто посмотрит на людей оком истины (хакика)(высший тип знания, дарованный богом суфию), тот простит их». Он говорил: «Земной мир для ее обитателей – ослепление и обман. Тот свет (потусторонний свет) для его обитателей – радость сверх всяких радостей. Любовь к Аллаху любящих Аллаха – самый яркий свет [буквально: свет на свет]‘». Он говорил: «У того, кто предпочтет этот, земной мир, его невежество подчинит себе его знание, его любопытство возьмет верх над его славословием (зикр) Аллаху, а его непокорность Богу одолеет его покорность к Нему».
Однажды Бистами вошел в мечеть и остановился возле группы людей, собравшихся в кружок возле факиха-правоведа, которому был задан вопрос, касавшийся смерти человека, оставившего после себя столько-то имущества. Факих стал Бистами вскричал: «О, факих! Что скажешь о том, кто умер и не оставил после себя ничего, кроме Бога?» Люди посмотрели на него и заплакали. Бистами сказал: «Абу Йазид – раб Божий и ничем не владеет. Если он умрет, то ничего не оставит после себя, кроме своего Господа Бога. Каким он был в начале, таким будет и в конце [своей жизни]. Поскольку его началом было одиночество и слова исповедания веры (шахада). Если его конец похож на его начало, то он не видит ничего, кроме Бога. «Вы пришли к нам одинокими, как Мы сотворили вас в первый раз» (Коран 6:94).
Он говорил: «Я 20 лет вел борьбу подвижника, претерпевал трудности созерцания [Бога]. не осмеливался надеть ‘»мураккага» (хирка)(суфийское рубище-платье) и не притворялся [суфием] пути – тариката. А затем, после этого, я обнаглел и надел мураккага». Он говорил: «Если ты найдешь свое сердце радующимся, свои слезы – застывшими, а свой ум – ясным [буквально: присутствующим], значит ты далек от любви [к Богу]«. Он говорил: «Кто возжаждет Бога, тому Он поможет. Кто возлюбит Бога, того Господь приблизит к себе»‘. Он говорил: «В Судный день спасется тот, кто исполняет повеления Господа Бога и принимает эти повеления с беспрекословным повиновением».
Бистами говорил; «Познание простых смертных (аль-гауам) – это познание служения Богу, Его качеств Создателя, покорности Ему, ослушания, вражды и души. Познание избранных Богом (аль-хавасс) – это познание возвеличивания Его, величия, благодеяния и милости. Познание избранных из избранных Богом (аль – хавасс аль- хавасс) – это познание дружбы, тайной беседы с Богом, нежное общение с Ним, а затем познание сердца, а в конце – познание тайны [Бога]«. Бистами говорил: «Всевышний Аллаh создал свои творения, чтобы проявить свою мощь, накормил их для того, чтобы показать свою щедрость, умерщвляет их для того, чтобы показать свое всевластие и оживит их для того, чтобы показать свое величие». Он говорил: «Невозможно, чтобы ты познал Его, а затем не возлюбил Его». Он говорил: «Их [суфиев] итог после всех обращении на пределе к одному [к Богу] есть прощение [от Бога]«‘. Он говорил: «Единый Бог – истина. И Истина твоего познания состоит в том, что движения и остановки созданий – действия Бога». Он говорил: «Аскет говорит: «Как мне поступать?», а ариф («просветленный») говорит: «Как Господь Бог поступает?» Надежда аскета в земном мире – [обнаружение] чудес, а в потустороннем свете – [обретение] мистических состояний «макамат» («стоянок»). Надежда «арифа» в этом мире – твердость веры [в Бога], а на том свете – прощение [от Бога]
Бистами говорил: «Я тридцать лет подвижничал [как суфий] и не обнаружил ничего более тяжкого для меня, чем знание. Если бы не было разногласий среди ученых, то мое сердце разорвалось бы. Разногласия ученых – благо только в доле выявления единства Бога». Он говорил; «Тот, чьим спутником являемся его похоть, не познал себя». Он говорил: «Поклоняющиеся (уббад) (суфий,находящий в начале Пути – тариката) принадлежат Аллаху. Если Он будет уговаривать их даже на мгновенье забыть Его, то они откажутся от рая, не примут его [рай]«. Он говорил: «Когда моя мать была беременна мной, то протягивала руку, если ей предлагали пишу-халяль . и отказывалась, если ей предлагали пишу-харам. Это было проявлением Божьего промысла, заботы обо мне, предписанной еще до начала всех времен».
Однажды Бистами увидел красное яблоко и сказал: «Это – нежное яблоко». И было ему сказано (с небес): «Что смущает тебя, чтобы дать Мое имя этому плоду?» И он на 40 дней забыл божественное величайшее имя. Затем он сказал: «О, мой Бог! Клянусь, что не буду есть плоды из сада, пока я жив». Он говорил: «Твое упование на Бoгa (таваккуль) приемлемо, если ты считаешь только Его помогающим тебе, если ты считаешь только Его кормящим тебя и если ты полагаешь только Его созерцающим». Он говорил: «Люди полагают, что (суфийский путь) тарикат более ясен [и понятен], чем [даже] солнце. Я объясняю, что я прошу Аллаха, чтобы Он раскрыл мне этот путь хотя бы на величину носика чайника». Он говорил: «Душа (человека) смотрит на земной мир, его дух смотрит на потусторонний свет, его магрифат (высший тип познания у суфиев) смотрит на Аллаха. Тот, кого победила душа (нафс), – из числа погибших. Тот, в котором его дух одержал верх – из числа мужтахидов («усердный» в деле изучения наук, в борьбе за веру и т.п.). Тот, в котором победу одержал магрифат – из числа обладателей достоверного, истинного знания».
Аль- Газали – да будет доволен Аллах им! – сообщил, что однажды Абу Йазид сказал: «Я увидел Господа Бога (аль- Хакк)(«Истина», – один их эпитетов Аллаха) во сне. Господь Бог сказал: «Проси меня [о чем ты хочешь]!» «Я ответил: «Твое величие знает, что я не обладаю языком, способным сейчас говорить». Йахья ибн Магаз ар- Рази сказал ему: «Почему ты не попросить Его [дать тебе] магрифат?» Бистами воскликнул: «Замолчи! Есть два рода магрифат: «магрифат аль-хакикат» и «магрифат аль-хакк». Что касается магрифат аль-хакк, то его знают правоверные посредством света имана(веры) и убеждения. Что касается магрифат аль-хакикат, то к нему нет пути. Господь Бог сказал: «[Знает Он то, что было до них и что будет после них], а они не объемлют этого знанием» (Коран 20:109).
Бистами увещевал и вразумлял свою душу, говоря ей: «О, эта душа со всеми признаками плохого, что есть в женщине! Если женщина имеет менструации, то она после двух недель очищается. А ты (душа) и после 30 лет не очистилась! Когда очистишься? Тебе необходимо предстать чистой Пред Великим и Всемогущим Аллахом. Усердствуй, чтобы ты была чистой!»
Бистами говорил: «У меня было о себе презренное мнение, что я не предприму ничего ради похоти и желания своей души и буду поступать только ради возвеличивания Создателя. Я находил великое наслаждение и полагал, что это наслаждение – от моего возвеличивания [Бога], а не от согласия и довольства моей души. Однажды в холодную ночь моя душа  сказала мне: «Дай мне напиться!» Мне стало в тягость это сделать. [Но] я проявил усердие, принес кувшин воды и нашел ее [душу] спящей. Я стоял с кувшином, пока она не проснулась и не выпила воду. На ручке кувшина остался кусочек кожи, который оторвался с моего пальца из-за сильного холода. Я обратился к своей душе и сказал ей: «Твое дело не увенчалось успехом из-за твоей сущности и породы. Ты предъявляла претензии на усердие в поклонении Богу. Но я видел, что ты была в этом медлительна и неповоротлива. Теперь ты знаешь, что сколько ты будешь усердна, ровно столько в ней [усердности] от набожности. Так поступай, испытывая не лень и неповоротливость, а наслаждение. Иначе все это будет для твоего желания и похоти – о, душа! – а не для Аллаха!»
Он говорил: «Всевышний Аллах поставил меня перед собой и предложил мне царство. Я сказал, что не хочу. Он спросил: «Что ты желаешь?» Я ответил: «Я желаю, чтобы я не желал».
Он говорил: «Мне сказал Господь Бог: «Приближайся ко мне тем, в чем нет для Меня порицания и умаления». Он говорил: «Однажды темной ночью я вытянул свои ноги, находясь в михрабе (ниша в мечети, указывающая сторону, к которой молящийся должен стоять лицом) . И сказал мне тайный голос (Бога): «Кто садится в кампании царей, тот садится только с соблюдением этикета». Он говорил: «Я познал Бога Богом и познал остальное посредством света Бога» Он говорил: «Аллах одарил своих рабов щедротами, чтобы они при помощи этих даров обратились к Нему. Но они поступили наоборот и отвернулись от Него, занявшись Его дарами». Он говорил: «Качество арифа («просветленного», познавшего Аллаха) – качество обитателей огня (ада). Он не умирает и не оживает».
Он говорил: «Аулия (святые угодники, суфийские шейхи) Аллаха – невесты на этом свете. Их никто не видит» . Безопасность – для них». Он говорил: «Если бы Аллах в моем лице заступился за всех моих современников, то не было бы во мне высокомерия, так как в моем лице Господь заступился за кусочек глины». Ему написал Йахъя ибн Магаз: «Я опьянел от того, что с избытком пил из чаши любви (к Богу)». Бистами написал ему (в ответ): «Здесь есть мужчина (подразумевая себя), который выпил моря небес и земли и еще не напился». Однажды ему сказал факих-правовед «Ты где, о ком и от кого взял свое знание?» Бистами ответил: «Мое знание – из даров Божьих, мое знание – о Нем и взято из высказываний Мухаммада, Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) из того, что Пророк знал и из того, что он не знал и Аллах сподобил его знанием этого». И факих замолк.
Люди спросили Абу Али аль – Джузджани о дошедших до них высказываниях Абу Йазида Бистами, которые были непонятны для них. Абу Али ответил: «Его постигали мистические состояния («халь»). Возможно, он произносил свои высказывания тогда, когда он впадал в транс, экстаз, состояние опьянения |мистического, а не буквального опьянения]. Кто желает достигнуть степени «макамата»‘ (мистической «стоянки» на суфийском пути) Абу Йазида, пусть борется со своей душой(нафсом), как боролся с ней Абу Йазид. Тогда он поймет высказывания Абу Йазида. Кто так боролся со своей душой, как боролся Абу Йазид? Он однажды призвал свою душу поклоняться Аллаху, а она отказалась подчиниться. Тогда Бистами отлучил ее от воды на целый год. Прилагайте усердие [в борьбе со своими душами| и вы поймете [смысл] его [мистических] знаков и намеков»,
А вот так рассказал Ибн Хаджар: «Ибн Магаз говорил: «Я наблюдай его [Бистами] несколько раз в состояниях «мушахадат»(мистическое созерцание суфием Бога) , таких как «гарик»(полное погружение (в транс)), стучавшего подбородком в свою грудь, с застывшим с вечера до утра взором, а затем падающего ниц для поклонения на рассвете. Он, долго пребывал, упав ниц, в поклонении. Затем он садился и говорил: «‘О, Боже! [Суфии] просили Тебя и Ты дал им способности в миг покрывать большие расстояния, ходить по воде, передвигаться по воздуху и низвергать знатных вельмож. А я оберегаюсь Тобой от этих чудес!» Затем он обернулся и увидел меня. Я сказал ему: «О, мой господин! Скажи мне что-нибудь!» Он ответил: «Я расскажу о том, что пригодится для тебя. Господь Бог поместил меня в среднюю часть мира Малакут (мир «божественных повелений», месторасположение потустороннего света), где дал мне возможность узреть Его. Затем Он поместил меня в высшую небесную сферу и повел меня по небесам, где дал мне возможность увидеть в них рай и трон. Затем Он поставил меня перед собой и сказал: «Проси у меня все, что ты видел,чтобы Я смог подарить тебе!» Я сказал: «Я нe увидел ничего хорошего, чтобы просить это у Тебя!» Господь Бог сказал: «Ты – мой раб! Ты поклоняешься мне искренне». Ибн Магаз сказал, что это его напугало и он спросил у Бистами: «Почему ты не попросил у Него магрифат?»1. Бистами ответил: «Я приревновал Его к себе. Я не люблю, чтобы Его знал кто-то помимо Него».
Ад-Дильми сообщил: «Я спросил Абдурахмана ибн Йахъя про тавакуль». Он ответил: «Если ты положишь руку в пасть дракона, то вместе с Богом не бойся никого, кроме Него». И я отправился в путь, желая встретить Абу Йазида Бистами, чтобы спросить его про таваккуль. Я постучал в его дверь. Он сказал (из-за двери): «Тебе недостаточно слов Абдурахмана Йахъя. Ты не пришел как посетитель. Ты уже получил ответ за этой дверью». Я провел целый год, а затем направился к нему. Он сказал: Добро пожаловать! Сейчас ты пришел как посетитель»…
..30 лет один человек сопровождал Бистами, разделяя вместе с ним дневные посты и ночные бдения. И он сказал Бистами: «О, мой господин! Я служил тебе, подчинялся тебе, но ничего из того, что Господь Бог вложил в ваши сердца, не явилось мне». Бистами сказал: «О, мой сын! Даже
если бы ты постился и бодрствовал ночами 300 лет, тебе бы не досталось ничего, даже пылинка [из того, что достается нам, истинным суфиям], потому что ты скрыт [от Божественного света] своей душой, отрезан любованием собой от своей покорности [Богу]«. Человек попросил его:
«Укажи мне на лекарство от этого». Бистами сказал ему: «Иди, сбрей бороду, разорви свою одежду, повесь на шею торбу с орехами и скажи уличным мальчишкам: «Кто нанесет мне пощечину, тому я дам орех!» Затем обойди все базары, также обойди (в таком виде) тех, кто знает тебя». Человек воскликнул (от изумления): «Велик Аллах! И это говорится такому человеку как я?» Бистами сказал ему: «Твои слова «Велик Аллах!’» содержат отказ от моего совета). Это – ширк (язычество, непризнание единобожия) , потому что ты возвеличиваешь свою душу, себя». Человек попросил его: «Укажи мне на иной способ, помимо этого». Бистами скачал: «Нет для тебя другого лекарства, кроме этого!»
Продолжение следует, инша Аллаh!

Из книги «Книга вечных даров» Шейха Мухаммада Амина аль-Курди аль-Эрбили.


This post has been viewed 934 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Светочи Уммы ,

  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru