19.03.2024

ПодаяниеБисмилляhир-Рахманир-Рахим

ЖИЗНЬ В ПОКЛОНЕНИИ
(продолжение)

d. Подающий, нуждаясь сам, подает искренне

1. ‘Ади бин Хатим (радыйаллаху анху) передает:
«Я слышал, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Спасайтесь от Ада хотя бы половинкой финика!»
(Бухари, Закят, 10; Рикак, 51; Таухид, 36; Муслим, Закят, 66-70).

2. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаhа (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал:
— Один дирхем превзошел сто тысяч дирхемов.
Сподвижники спросили:
— О Посланник Аллаха, как это может быть?
— У одного человека было два дирхема, один из них он пожертвовал. Другой владел многими богатствами, из малой части их он взял сто тысяч дирхемов и пожертвовал ими. (Насаи, Закят, 49/2526).

Комментарии
Если, для того чтобы закят стал обязательным (фард) для человека, необходимо наличие определенного (нисаб)  количества имущества, то для пожертвования (садака) нет такого условия.
Среди людей распространено заблуждение, что делать пожертвования должны только богатые.
Между тем, это может делать любой человек, исходя из своих возможностей. Ибо одно из проявлений бесконечной милости Всевышнего в том, что Он облегчил обретение вознаграждения (саваб) посредством садака.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Улыбка брату по вере – это садака. Призывать совершать благие дела и отстраняться от плохих – это садака. Показать дорогу заблудившемуся – садака, помочь слепому – садака, убрать с дороги (такие вещи, как) камень, колючку, кость – садака, из своего ведра вылить воду в ведро брата по вере – садака». (Тирмизи, Бирр, 36/1956).
Другая сторона этого вопроса в том, что в будущей жизни человек будет нуждаться даже в самом малом благом деле. Он будет горько сожалеть, что, находясь в этом мире, не совершил такого-то благого дела или не сделал пожертвования. Он будет надеяться, что ему поможет даже стакан воды, который он подал своему брату в этом мире. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) описывал это так:
«В Судный день люди выстроятся рядами (согласно другому передатчику рядами будут стоять обитатели Рая). Один из мусульман, находившийся в Аду, узнав одного из жителей Рая, скажет ему:
— О такой-то! Помнишь, ты попросил у меня стакан воды, и я дал тебе?
(И попросит заступничества (шафаат) у него). Верующий (му’мин) заступится за него.
Другой мусульманин-грешник подойдет к одному из жителей Рая и (попросив заступничества) скажет:
— Помнишь, однажды я дал тебе воду для омовения?
Тот (припомнит и) заступится за него.
Также другой человек из мусульман, обреченный на наказание в Аду, скажет одному из жителей Рая:
— О такой-то! Помнишь, однажды ты попросил меня помочь в одном деле? И я тогда пошел по твоему делу.
Житель Рая заступиться за него. (Ибн Маджа, Адаб, 8).
В другом хадисе Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорится:
«Аллах будет говорить с каждым из вас без переводчика. Человек посмотрит направо – и не увидит ничего, кроме того, что он оставил для будущей жизни. Посмотрит налево – и не увидит ничего, кроме того, что он оставил для будущей жизни. Посмотрит вперед – и не увидит ничего, кроме Ада. Оградите же себя от адского огня хотя бы половиной финика! Кто не найдет и этого, пусть оградит себя хотя бы добрым словом!» (Бухари, Таухид, 36; Муслим, Закят, 97).
Поэтому каждый человек должен стараться, хоть чем-нибудь порадовав нуждающегося, обрести пользу от садака в обоих мирах.
Сподвижница Пророка Умму Буджайд, однажды придя к нему, сказала:
— О Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)! Иногда к моим дверям приходит нуждающийся, а у меня нет ничего дать ему.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
Даже если не найдешь, что дать ему, кроме обгорелого овечьего копыта, дай его!
(Абу Дауд, Закят, 33/1667; Тирмизи, Закят, 29/665; Насаи, Закят, 70/266; Ахмад, VI, 383).
Эти слова Пророка с некоторым преувеличением показывают, что дать нуждающемуся можно и что-то совсем незначительное. Значит, в пожертвовании важно благое намерение сделать доброе дело. Количество подаяния учитывается во вторую очередь. Обращается внимание на то, что самой лучшей является садака, которую, отрывая от себя, из своего небогатого имущества жертвует бедняк. (Ахмад, V, 265, 178-179).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так сказал о значении и достоинствах этого:
«Три вещи исходят от веры (иман):
1. Жертвовать из небольшого имущества.
2. Приветствуя каждого, распространять салям.
3. Быть милосердным в вопросах, которые касаются самого человека (т.е. в делах, которые касаются его и делаются для него, поступать по справедливости и милосердию)».
(Суйути, Джами, I, 117/3441).
Однажды некий неимущий, придя к досточтимому ‘Усману, сказал:
— О вы, богатые, обладатели достояния! Вы забрали себе все благо: вы выделяете садака из своего имущества, освобождаете рабов и жертвуете на благие дела!
Досточтимый ‘Усман спросил:
— Вы в самом деле завидуете нам?
— Да, мы в самом деле завидуем вам!
Тогда Досточтимый ‘Усман (радыйаллаху анху) объяснил:
— Клянусь Аллахом, один дирхем, который, отрывая от себя, дает бедняк, превосходит десять тысяч дирхемов, которые из части своего имущества выделяет богатый. (Байхаки, Шуаб, III, 251; Али аль-Муттаки, VI, 612-17098).
Потому что бедный жертвует имущество, в чем-то обделяя себя, с намерением отдать только для обретения благоволения (рида) Аллаха. А в пожертвовании богатого гораздо чаще оказываются примешаны низкие (нафси) чувства, и богатый человек не стесняет себя при этом в материальном отношении.
Но наряду с этим, пожертвовать все свое имущество и ввергнуть себя в нищету, также неправильно. Особенно те, чья вера (иман) слаба, переусердствовав в пожертвованиях и оставшись нищими, могут пожалеть, что раздавали садака. В таком случае, они лишаются и своего имущества, и вознаграждения (саваб).
Наш досточтимый Пророк, Слава Вселенной (фахр каинат), так сказал о необходимости соблюдения меры:
«Некоторые из вас приносят свое имущество и говорят: «Это садака», а потом сидят и тянут руку за подаянием. Самая лучшая садака та, которая дается из излишков от потребностей». (Абу Дауд, Закят, 39/1673).
Но Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не возражал, когда досточтимый Абу Бакр пожертвовал все свое имущество. Потому что тот и подобные ему являются тем исключением, чья вера (иман) крепка, а Ислам прекрасен. Они великие люди, которых нисколько не затруднит, пожертвуют ли они из небогатого имущества или из богатого состояния.
Следующий случай прекрасно иллюстрирует несравненную щедрость досточтимого Абу Бакра (радыйаллху анху).
Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), совершив утренний намаз, повернулся к своим сподвижникам и спросил:
Есть ли среди вас такой, кто сегодня накормил одного бедняка?
Досточтимый ‘Умар (радыйаллаху анху) отозвался:
— О Посланник Аллаха! Мы только совершили утренний намаз и не покидали своего места.
Как мы можем в таком случае уже покормить бедняка?
Досточтимый Абу Бакр (радыйаллаху анху) сказал:
— Заходя в мечеть, я увидел одного человека, жалующегося на нужду. В руках моего сына Абдуррахмана был кусок ячменного хлеба. Взяв хлеб, я тут же отдал его нищему.
На это Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
Я радую тебя вестью о Рае.
(Хайсами, III, 163-164. Отдельно см. Абу Дауд, Закят, 36/1670; Хаким, I, 571/1501).
Из тех редких людей, кто подавал искренне, сам находясь в нужде, – это мать всех правоверных Зайнаб.
«Однажды жены Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) собрались вместе, и кто-то из них спросил: «Интересно, которая из нас присоединится к Посланнику Аллаха после его смерти раньше других?» Им захотелось узнать ответ на этот вопрос у него самого. Они все вместе пришли к нему и спросили:
– О Посланник Аллаха! Которая из нас после твоей смерти присоединится к тебе раньше других?
Солнце обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллям) улыбнулся им и ответил:
– Раньше всех из вас после моей смерти ко мне присоединится та, у которой самые длинные руки.
Услышав этот назидательный и мудрый ответ, жены Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) решили сравнить, чьи же руки длиннее. Самыми длинными оказались руки Савды (радыйаллаху ‘анха)». (Муслим, Фадаилуль-Сахаба, 101).
После того как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ушел в мир иной, она, вспомнив эти его слова, стала еще больше готовиться к своей смерти. Но Зайнаб бинт Джахш умерла раньше всех, присоединившись к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).
Ведь самой щедрой из всех его жен его была именно Зайнаб бинт Джахш (радыйаллаху ‘анха). И только тогда Савда (радыйаллаху ‘анха) поняла тонкий смысл тех мудрых слов. Длина рук означала «щедрость».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *