ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

УРОК 6 (для 4 курса)

Бисмилляhир-Рахманир-Рахим

ЗНАНИЕ И ДЕЯНИЕ

2. Полезное знание.

1. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает:
«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) молился так:
«О Аллах, дай мне получить пользу от знания, которое я изучил, дай мне изучить знание,которое принесет мне пользу, и преумножь мне его». (Тирмизи, Дават, 128/3599; Ибн Маджа, Мукаддима, 23; Хаким, I, 690/1879).

2. Зайд бин Аркам передает:
«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) молился так:
«О Аллах, я прибегаю к Тебе от знания, которое не приносит пользы, от сердца, в котором нет трепета, от нафса, который не насыщается, и от ду’а, которая не принимается».
(Муслим, Зикр, 73. Отдельно см. Насаи, Истиаза, 13, 65).
مَثَلُ الّذِي يَجْلِسُ يَسْمَعُ الْحِكْمَةَ ثُمّ لَ » : هُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ الل هِٰ صَلّى الل هُٰ عَلَيْهِ وَسَلّمَ bٰ ٢٢ . عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ الل
يُحَدّثُ عَنْ صَاحِبِهِ إِلّ بِشَرّ مَا يَسْمَعُ كَمَثَلِ رَجُلٍ أَتَى رَاعِيًا فَقَالَ: يَا رَاعِي أَجْزِرْنِي شَاةً مِنْ غَنَمِكَ قَالَ: اذْهَبْ فَخُذْ بِأُذُنِ خَيْرِهَا فَذَهَبَ فَأَخَذَ
بِأُذُنِ كَلْبِ الْغَنَمِ ».

3. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает:
«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Положение человека, который посещает собрания и слушает мудрые речи, потом из того, что услышал, рассказывает самое плохое, похоже на положение человека, который пришел к пастуху и попросил:
– Выдели мне одну овцу из своего стада.
Пастух сказал ему:
– Иди и возьми.
Тот человек пошел и поймал в стаде за ухо собаку».
(Ибн Маджа, Зухд, 15; Ахмад, II, 353, 405, 508; Байхаки, Шуаб, II, 268; Хайсами, I, 128).

Комментарии
Мусульманин сначала старается использовать те знания, которым владеет. Он поступает в соответствии с этим знанием. В дальнейшем, когда поклонение становится неотъемлемой частью его жизни, он стремится приобретать знания, которые помогут ему добиться благоволения Аллаха.
В то же время он просит Аллаха об обретении этого прекрасного дара и об умножении знаний.
Явный признак обретения пользы от знания – это богобоязненность раба и тщательное соблюдение им всех положений религии. Человек, который получает пользу от своего знания, действует в соответствии с тем, что он знает, и живет в страхе перед наказанием Аллаха.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Поистине, больше всего страшащийся Аллаха среди вас и больше всех знающий о Нем – это я!» (Бухари, Иман, 13; Адаб, 72).

Значит, по мере увеличения знания пропорционально увеличивается и богобоязненность.
Т.к. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) более всех знал об Аллахе, то более всех и боялся Его.
Полезное знание помогает ему в этой жизни, и после смерти становится его капиталом вечной жизни. Так, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил, что, если мусульманин, обладающий полезным знанием, оставил его потомкам, обучив учеников и написав книги, то его книга деяний не прервется и после смерти, запись его наград будет продолжена. (Муслим, Васиййат, 14).
Поэтому, для того чтобы использовать знание самому и предложить его другим людям, нужно стремиться приобретать полезное знание, не тратить время на бесполезное. Примером этому служит духовное состояние Ибн Сирина.
Он рассказывал:
«Я пришел в мечеть и увидел, что здесь Самир бин Абдуррахман рассказывает историю на духовную тему, там ведет урок Хумайд. Пока я думал, к кому мне присоединиться, меня охватил сон. Во сне ко мне пришел некий человек и сказал: “Ты думаешь, к кому же тебе присоединиться?
Хочешь, я покажу тебе рядом с Хумайдом место Джибрила?» (Дарими, Мукаддима, 32).
Значит собрания, где получают полезные знания, посещают даже высокопоставленные ангелы. Это достаточное доказательство, чтобы показать превосходство тех, кто находится на пути обретения полезного знания.
С другой стороны, знание – это бескрайний океан. Постижение всех знаний находится за пределами человеческих возможностей. В таком случае, человеку, в первую очередь, следует изучать полезные для него знания, отказавшись от того, что бесполезно для него. Посланник
Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Знайте свой род в той мере, насколько необходимо для поддерживания родственных связей. Остальное оставьте! Учите арабский язык в той мере, насколько необходимо для понимания Корана. Остальное оставьте! Изучайте астрономию в той мере, насколько необходимо, чтобы находить дорогу на суше и на море. Остальное оставьте!» (Байхаки, Шуаб, 269-270). Сальман Фариси (радыйаллаху анху) советовал Хузайфе:
«Знание – необъятный океан, жизнь же коротка. Возьми из знания столько, сколько необходимо для твоей веры, остальное оставь, не утомляй себя понапрасну ненужным грузом!» (Абу Нуайн, Хилйе, I, 189).
Однажды Сальман (радыйаллаху анху) прогуливался по берегу Тигра. Его товарищ, наклонившись, попил воды из реки.
Сальман (радыйаллаху анху) сказал:
– Выпей еще!
Его товарищ ответил:
– Я напился.
Потом Сальман спросил:
– Ты можешь сказать, что воды в реке убыло от твоего глотка?
Товарищ ответил:
– Нет.
Тогда Сальман (радыйаллаху анху) дал ему такой совет:
– Таково же и знание, оно неисчерпаемо. Поэтому изучай только то, что принесет тебе пользу! (Абу Нуайм, Хилйа, I, 188).
Приобретать ненужные знания – значит напрасно загружать свою голову. Со всех точек зрения, это бесполезная растрата (исраф). Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) во втором хадисе, приведенном нами, прибегает к Аллаху от знания, которое не воздействует на сердце, не воспитывает нафс и не улучшает нравственность. Потому что такое знание не приведет к счастью ни в этом мире, ни в будущем.
И все же есть несчастные, которые, получив знание, не получают пользы от него и даже пытаются учить других, искажая то, что выучили. Такие люди, несомненно, самые несчастные и обделенные из всех. Лишив себя пользы знания, они занимаются ненужным, даже вредным делом.
Несомненно, спустя какое-то время они на себе ощутят вред того, чем занимаются.
Такой человек, обучившись полезным знаниям и имея множество возможностей обрести благо, отказавшись от этого, навлекает на себя зло. Как в примере, приведенном в третьем хадисе, человек, имеющий возможность получить из огромного стада овцу, ловит одну на сто овец собаку, мясо которой несъедобно. За то, что он схватил ее ухо, эта собака может укусить или порвать его.
Т.е. этот человек сделал тяжелый и опасный выбор.
Существует и такой аспект, что человек, изучивший полезное знание, должен дать и другим людям возможность воспользоваться им. Потому что главное – это распространять знание, объясняя его, и стараться донести его до большего числа людей. Скрывать знания религии, которые должен знать каждый человек, – это великий грех. Поступающие так на том свете будут подвергнуты наказанию. В священном аяте сказано:
«Воистину, тех, кто скрывает ниспосланные Нами ясные знамения и истинное руководство, после того как Мы разъяснили все это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие» (аль-Бакара, 2/159).
Об этом есть и предостережение нашего досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):
«Если человек, зная то, о чем его спрашивают, не ответит, то в Судный день, Аллах накинет на его рот узду из огня». (Абу Дауд, ‘Ильм, 9/3658. Отдельно см. Тирмизи, ‘Ильм, 3/2649; Ибн Маджа, Мукаддима, 24).
С другой стороны, человек не должен получать знания только для того, чтобы обрести мирские блага и исполнить желания своего нафса. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Тот, кто изучает знание, которое приводит к довольству Аллаха, только для обретения благ этого мира, в День Суда не почувствует и запаха Рая». (Абу Дауд, ‘Ильм, 12/3664. Отдельно см. Ибн Маджа, Мукаддима, 23).
Поступками такого человека руководит не искренность, а ожидание вознаграждения за свои старания не от Аллаха, а от людей. И, так как это вознаграждение будет ему дано в этом мире, в будущем ему не достанется ничего.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так сказал о людях, которые получают знания не ради обретения довольства (рида) Аллаха:
«Того, кто получает знание ради того, чтобы вступать в дискуссии с учеными, спорить с низшими, заслужить благосклонность людей, Аллах поместит в Ад». (Тирмизи, ‘Ильм, 6/2654; Ибн Маджа, Мукаддима, 23).
«Кто получает знание не ради Аллаха, а чего-то другого, кто стремится через знание обрести не Аллаха, а что-то другое, пусть готовится занять место в Аду». (Тирмизи, ‘Ильм, 6/2655; Ибн Маджа, Мукаддима, 23).
Через благословенность знания, которое ученый получил ради обретения довольства Аллаха, он может удостоиться и мирских благ. Это милость Аллаха к нему. Нет ничего предосудительного в получении знаний, которые не относятся к обязательным религиозным, ради того чтобы обеспечить себе дозволенный (халяль) заработок. Но, если кто-то получает религиозные знания ради того, чтобы заработать мирские блага, тот в Судный день будет далек от Рая и не сможет занять место среди тех, кто войдет в него первым.



This post has been viewed 1207 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Предмет: Толкование хадисов - 4й год

  1. Мадина
    21 Ноябрь 2012 в 09:21 | #1

    МашаАллах :)

  1. Пока что нет уведомлений.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2021 — Madrasah2.ru